Обзор Frostpunk 2
Платформы: PC Разработчик: 11 bit studios Издатель: 11 bit studios Жанры:
Strategy
Первая часть Frostpunk была весьма специфическим гибридом градостроительной стратегии и симулятора выживания в антураже, напоминающем викторианскую Англию конца XIX века. Игрок управлял поселением во время морозного апокалипсиса, и главной задачей было не только пережить суровые холода, но и суметь сохранить власть, принимая различные решения, где выбор часто делался между двух зол, а порой даже приходилось принимать бесчеловечные законы. Несмотря на большое разнообразие вариантов развития города, почти все они так или иначе приводили к проигрышу, а игра имела очень ограниченный набор "правильных" ходов, которые требовалось делать в строгой последовательности и в определенное время. В ином случае победа была маловероятна. Все это заставляло игроков постоянно начинать с начала и искать "идеальный" вариант самому или на специализированных сайтах.
Разрабатывая сиквел, авторы постарались расширить рамки "правильных решений" и позволить игрокам построить свою утопию, которая может быть не похожа на другие.
Основная кампания Frostpunk 2 поделена на главы, внутри которых есть глобальные цели и множество мелких задач для продвижения по сюжету. История, как и в первой части, простая. Действие происходит во всем том же Нью-Лондоне, спустя 30 лет с момента "великой бури", к которой готовился Капитан из первой части. Ему на смену приходит некий Стюард — он должен возглавить увядающее поселение и не просто обеспечить людям защиту перед наступлением новых холодов, но и разобраться с некоторыми идеологическими спорами. Придется возводить различные постройки, принимать важные политические решения, исследовать технологии и продвигать законы в зале заседаний совета.
В местном парламенте собираются представители разных фракций со своим видением будущего и идеологией — на этом основывается система принятия законов и правил. Население города разделено на группы неравномерно, а сама пропорциональность динамическая и зависит от того, как игрок с ними взаимодействует. Фракции напрямую влияют на общее доверие жителей к Стюарду, поэтому пренебрегать даже малыми партиями не стоит. В данном аспекте кроется огромный пласт игровых механик, завязанных на отношениях с главами фракций — от того, кому Стюарт дал обещание, а кого, наоборот, проигнорировал, будет зависеть не только настроение народа, но и возможность принятия тех или иных правил.
На собрании при выборе закона за него должны проголосовать. Если идея соотносится с интересами определенной группы, ее представители поддержат закон, тогда как остальных придется убеждать, давать им обещания или идти на уступки. Все это находится в активной динамике и может иметь далеко идущие и неочевидные последствия. Самих опций и вариантов так много, что на их описание не хватило бы никакого обзора.
К слову, при выборе иконки той или иной фракции раздаются голоса толпы, интонации которой зависят от уровня доверия к Стюарду.
Запустив все базовые процессы, вроде добычи топлива и стройматериалов, а также наладив вопросы с жильем и организацией производства, можно начать исследовать местность за городом. Во второй части разработчики дают возможность основывать дополнительные колонии, и вокруг этого будут построены некоторые сюжетные задачи.
Frostpunk 2 сохраняет лютую хардкорность, хотя кажется более доступной и понятной. Даже сами авторы предупреждают, что здесь часто придется начинать сначала, и это естественный для игры такой процесс. Развитие многих решений сложно предсказать.
Помимо принятия законов и приоритета в исследованиях, игрок решает некоторые проблемы в виде небольших текстовых квестов. В них описывается определенная ситуация и на выбор дается несколько ответов. Сами по себе эти решения могут не иметь каких-то последствий сразу или в короткой перспективе будут казаться позитивными, но часто тянут за собой события, которые постепенно влияют на другие моменты, словно падающие друг за другом доминошки. Нередко решение одной проблемы приводит к другой, а та — к третьей. События развиваются буквально как "снежный ком". Ну а постоянные выборы "из двух зол", кажется, вообще не имеют позитивных исходов. Например, помогаешь одной части жителей — расстраиваются другие, а сам процесс исправления каких-то ошибок может привести к непредвиденным неблагоприятным результатам. Когда проигрываешь раз за разом, в какой-то момент приходит осознание, что нужно начать всё сначала.
Несмотря на то, что игра поделена на главы, обозначения которых есть в меню, перезапускать их оттуда нельзя. Frostpunk 2 делает автоматические сохранения с пометкой "Chapter Save", и в целом этого может быть достаточно, но сохранение можно случайно перезаписать или удалить. Почему разработчики не сделали свободный выбор глав, остается загадкой.
Осложнения также могут возникнуть из-за непонимания, как достичь той или иной задачи. Хотя в игре есть подробный справочник с описанием терминов и механик, в некоторых редких случаях может быть сложно понять, где искать необходимую функцию.
Я бы не рекомендовал Frostpunk 2 людям, склонным к депрессии. Слишком уж она хороша в этом давлении на психику.
Frostpunk 2 — это в первую очередь градостроительная стратегия, поэтому большую часть времени игроку необходимо что-то строить, улучшать и регулировать развитие поселения — а где-то в середине игры таких поселений становится несколько.
В отличие от первой части, здесь нет ограничений на расположение построек по радиусу. Создавать районы можно в более свободной форме, размещая объекты в шестигранных ячейках практически в любом месте после предварительной расчистки территории. Также важнейшей частью игры является планирование — необходимо заранее продумать, что и где будет находиться. Здания, расположенные близко друг к другу или около отвесной скалы в ущелье, лучше сохраняют тепло. Однако некоторые добывающие предприятия, находящиеся рядом с жилыми помещениями, могут привести к их ускоренному износу, а плотная застройка промышленных районов позволяет сократить потребность не только в тепле, но и в рабочей силе. Соответственно, важно развивать местность, сочетая друг с другом те сооружения, которые имеют бонусы, и избегать негативных эффектов. На более позднем этапе игры делать это гораздо сложнее, чем в начале, поэтому чем лучше все продумано на старте, тем проще будет потом. Впрочем, может быть и так, что казавшийся выигрышным вариант в дальнейшем заметно подпортит общую ситуацию, когда свободного места на карте станет меньше.
Сама последовательность действий и планирование расхода ресурсов — принципиально важный момент. Здесь нередко получается так, что немного не рассчитал с тем или иным показателем, например, построил лишнее жилище, и в итоге ресурсов не хватило на что-то другое, а длительное ожидание прихода денег или материалов может быть фатальным. Если не правильно или не вовремя сэкономить, через какое-то время может начаться "каскадный эффект", ведущий к катастрофе. Причем не сразу понятно, где именно была допущена критическая ошибка.
Frostpunk 2 — та игра, в которой редко все бывает хорошо, особенно длительное время. Сама атмосфера пронизана жестокостью и даже безысходностью, а регулярные задачи так или иначе пропитаны суровой мрачной действительностью выживающих в тяжелых условиях людей.
Один из примеров такой тотальной депрессивности — маленькая сюжетная ветка, которая начинается после требований принять закон, регулирующий детский труд. Независимо от решения закон позволит детям работать, а разница лишь в том, каким образом они должны обучаться. После этого ограниченные ресурсы угля начинают заканчиваться, а пока игрок ищет новые возможности за пределами города, на основной шахте появляется опция использовать более мелкие туннели, где можно добывать остатки угля — там из-за своих габаритов способны работать только дети. Если отказаться от этой идеи, топливо заканчивается, а игра очень быстро скатывается к проигрышу. Ну а если использовать детей в шахте, будет ещё несколько подобных выборов, которые в итоге приведут либо к краху города, либо к гибели детей, что также повлияет на настроения граждан. Возможно, к этой ситуации можно прийти так, чтобы не пришлось использовать детей, но я пробовал несколько раз, и у меня не вышло.
Игра действительно увлекает, а бесконечно суровая атмосфера побуждает пробовать различные варианты и переигрывать ситуации в поисках какого-то более щадящего решения. Местами кажется, что разработчики перестарались со сложностью и нагнетанием, но когда часами перебираешь выборы, в какой-то момент можно найти тот, который кажется хорошим и подходящим. Frostpunk 2 — из тех проектов, которые не жалеют времени игрока совсем.
Напряженный тон поддерживает красивая оркестровая музыка на фоне. Величественные звуки духовых инструментов попеременно сменяются то струнными, то клавишными, создавая небольшую разрядку, а потом вновь нагнетая до предела. Это не тот саундтрек, который можно слушать отдельно от игры, но именно музыка в несколько раз умножает атмосферу постоянного преодоления и ощущение безысходности.
В целом, наверное, я бы не рекомендовал Frostpunk 2 людям, склонным к депрессии. Слишком уж она хороша в этом давлении на психику. Хотя визуально игра кажется очень стильной и светлой.
Белоснежное меню с тонкими контурными границами и красивым шрифтом радует глаз. Также интересно оформлены всплывающие врезки с информацией, где изображаются персонажи и описываются те или иные события. Края таких элементов интерфейса, а также некоторых других датчиков слегка расплываются, как капли туши в воде или густые клубы дыма, что смотрится очень оригинально. Когда случаются серьезные проблемы, вроде роста заболеваемости или нехватки тепла, значки, обозначающие эти параметры, текут вниз черными разводами. Ну а на более поздних этапах игры угольно-нефтяными пятнами могут покрыться не только иконки, но и весь интерфейс, включая края экрана. Все, что связано с оформлением, смотрится красиво и стильно. Весь текст переведен на русский язык, а шрифт очень точно адаптирован с оригинального.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Завершив финальную главу и пройдя весь этот мрак, тоску и безысходность до конца, пережив суровые бури и построив такой город, который может выживать в самых сложных условиях, мне хотелось увидеть хотя бы намек на какую-то надежду и позитив, но, кажется, такой вариант не предусмотрен. В конце подводятся некие итоги и начинаются странноватые нравоучения с философствованиями на счёт неудачных решений игрока. Перечисляются негативные моменты, причём упоминаются даже те, где нет хорошего варианта, в результате чего у победы остаётся небольшой, но горький осадочек. Насколько такая манипуляция чувствами уместна в самом конце, пусть каждый решает для себя сам, но мне это не понравилось. Возможно, всё же в игре есть какая-то какая-то линия, которая в конце не приводит к осуждению со стороны разработчиков, и так сделано специально, чтобы игрок пробовал все новые и новые варианты, но у меня это вызвало обратный эффект. В ближайшее время переигрывать этот очень красивый и интересный симулятор тоски не хочется.
После прохождения сюжетной кампании можно продолжать играть в режиме "Построение утопии". Это вариант свободной игры, где, кроме выбора сложности и локации, можно настроить итоговую цель, например, заселение морозных земель или строительство метрополии. Также на выбор тут есть разные фракции, которые будут населять новый город в этой игровой партии. Те, кому кампании показалось мало, вполне могут продолжать здесь.
Что касается технических вопросов, то тестировалась Frostpunk 2 на ПК с AMD Ryzen 5 7500F, 32 ГБ оперативки и видеокартой MSI NVIDIA GeForce RTX 4080. Запускалась на "очень высоких" настройках с разрешением экрана 4K (3840х2160). Игра использует Unreal Engine 5, освещение на средних и более высоких вариантах использует фирменную для этого движка технологию Lumen. Производительность на моей конфигурации, при всех максимальных показателях и без включения DLSS, составляет около 30 кадров в секунду.
Включив генерацию кадров и выставив масштабирование на уровне "Качество", мне удалось добиться 60 FPS. Когда поселение разрасталось, количество кадров немного проседало — до 50-55. Это не так критично для подобной стратегии, но можно поэкспериментировать с дополнительными настройками. Понизив ползунок "освещение" с "очень высоко" на просто "высоко", я снова получил 60 FPS, хоть и временно — на более поздних этапах игры все равно иногда наблюдал просадки до 50.
Стоит сказать, что некоторые настройки графики нельзя изменить во время игры — чтобы переключать и проверять различные варианты, придется выходить в главное меню. Тот же DLSS во время игры не переключается.
Из мелких недочетов можно отметить, что при перезапуске игры, во время загрузки шейдеров, каждый раз слетает русский язык — приходится выбирать его заново. Также в некоторых пунктах меню встречались куски кода, которые пропадали при перезапуске. Каких-то критичных багов не наблюдалось, но в самом начале тестирования я столкнулся с глюком в интерфейсе, который был исправлен патчем. Также стоит упомянуть про наличие долгих загрузок, несмотря на то, что игра установлена на SSD. Возможно, эти моменты будут исправлены патчем первого дня.
Frostpunk 2 — очень стильная и хорошо сделанная градостроительная игра. Разработчики постарались учесть недостатки первой части и исправили их. Теперь можно по-разному развивать свое поселение, не пытаясь найти какой-то один правильный рецепт, хотя стратегия по-прежнему очень сложная и требовательная к планированию. Также стоит похвалить авторов за художественный стиль и музыкальное сопровождение.
11 Bit Studios предлагает мощное погружение в депрессивное болото, весьма изящно оформленное и спроектировано таким образом, что его не хочется бросать до самого конца. Но помните, что эту игру лучше не начинать в грустном или тоскливом настроении, потому что оно может ухудшиться.